Октябрьский проспект, 18
+7 (912) 826-12-87
titanss200@yandex.ru

15/08/2013 Детали MEYLE-HD для безопасности комфортной управляемости

А если брать конкретную модель, конструкция которой в обычных условиях не подлежит радикальным усовершенствованиям, – в основном от степени износа шарниров подвески. При этом, такие общие слова, как «комфорт», «управляемость» и «безопасность» можно понимать в их узких значениях – плавность хода, послушность рулю и торможение без заноса. Однако их смысл намного шире, и чтобы раскрыть его, нам придется ввести новый термин – «безопасность комфортной управляемости».

Зачем мы объединили три разных понятия, синтезировав из них новое, причем именно в такой последовательности? Ведь плавность хода обычно с безопасностью не ассоциируется – напротив, спортивные машины жестче. И какое отношение к комфорту имеет управляемость (за исключением крайних случаев – когда машина при вывернутом влево руле продолжает ехать прямо, либо сама выезжает на «встречку», что вызывает некоторый психологический дискомфорт)? Но пока автомобиль в целом послушен рулю, а подвеска не передает каждую щель асфальта ударами на кузов и способна удерживать колесо в приемлемом контакте с дорогой…

Очень жаль, что при расследовании ДТП состояние автомобиля исследуется весьма ограниченно. Проверяют, действовало ли рулевое управление, сработала ли тормозная система – вот в целом и все. Возможно, мы слегка упростим, но если машина была способна ехать туда, куда повернут руль и останавливаться при нажатии на педаль тормоза – ТС считается исправным. И вся ответственность возлагается на водителя. Кстати и в том случае – если не он является владельцем автомобиля и соответственно не контролирует его техническое состояние и техобслуживание.

Что же мы имели в виду, когда размещали понятия именно в таком порядке (безопасность – комфорт – управляемость), что развернуто означает: «Безопасность зависит от комфорта, который в свою очередь определяется управляемостью автомобиля»? Объяснение начнем с последнего слова, чтобы соблюсти последовательность причинно-следственной связи.

Под управляемостью в широком смысле подразумевается не только способность машины выполнять рулевые команды и реагировать на другие действия органами управления. Имеется в виду также точность, своевременность и что немаловажно – постоянство и предсказуемость этих реакций.

Всем известно, что крайняя степень износа или тем более выход из строя деталей подвески провоцируют потерю курсовой устойчивости (рыскание), раскачку автомобиля и излишний крен в поворотах, неожиданные «переставки» задней или снос передней оси на неровностях. Однако это уже признаки не «плохого состояния» подвески, а того, что она уже не в состоянии служить дальше и требует немедленного ремонта.

Мы же имеем в виду иное – незначительные отклонения от идеального состояния, люфты и смещения, которые с чисто физической точки зрения не представляют прямой опасности. Ведь умеренные отклонения от желаемой траектории движения могут быть компенсированы действиями водителя – незначительным подруливанием в поворотах, например. Поэтому прямой связи с безопасностью вроде бы нет. Однако – есть опосредованная связь – через комфорт, который мы и сделали связующим звеном нашего определения.

В инженерной психологии, частью которой является и такая дисциплина, как эргономика, есть такое понятие, как «объем внимания». У разных людей он различен конституционально, и может колебаться в зависимости от функционального состояния нервной системы – в связи со временем суток, утомленностью работой, качеством и продолжительностью сна и т.д. Имеющийся объем внимания водителя делится между управлением автомобилем и контролем дорожной обстановки.

Часто же большую часть наличного во время вождения объема внимания отнимают еще и мысли о предстоящей деловой встрече или состоявшемся разговоре с боссом, либо же – словоизлияния любимой тещи, доносящиеся с заднего сидения. Кстати, тут тоже психологический момент – человек, к которому вы сидите спиной, чувствует дефицит внимания с вашей стороны и пытается привлечь его более активно, чем в том случае, когда сидит рядом.

Таким образом, чем ниже комфортность вождения – не в смысле отсутствия тряски, а в отношении управляемости автомобиля – точности и предсказуемости его поведения, тем больше внимания мы можем уделить собственно контролю и прогнозированию дорожной ситуации, анализу схемы проезда перекрестка и т.п. Кроме того, при идеальном состоянии подвески, обеспечивающем хорошие реакции автомобиля, снижается утомляемость при длительных поездках. Не говоря уже о случаях, когда может потребоваться совершение экстренного маневра – тут связь уже практически прямая – маневр, который может быть выполнен при идеальном состоянии машины на 80 км/ч, при еще допустимых с чисто технической точки зрения люфтах вряд ли удастся тому же водителю и на 65-70 км/ч.

Вы можете сказать: «Это все теория – где факты, статистика?». Что ж – приведем только один общеизвестный факт. Пиковым по аварийности водительским стажем является промежуток между вторым и третьим годами за рулем. Особенно явно тенденция проявляется именно по виновникам, а не всем участникам ДТП. Стандартное объяснение, на наш взгляд слишком упрощенное – мол, человек уже за рулем освоился, и хотя реального опыта еще не наработал, но уже расслабился или начал рисковать.

В приведенном объяснении есть недостаток – подразумевается, что все начинающие водители какие-то неразумные и неуравновешенные люди. Может, часть таких и есть, но ведь другие за два года и водить стали лучше, и опыта хоть какого-то набрались, и, попадая в неожиданные ситуации, напротив – оценили степень ответственности. Не говоря уже о том, что вид места ДТП на дороге производит более сильное впечатление, когда ты сам за рулем. По логике вещей, лихачество и снижение внимательности ввиду привыкания к опасности одних водителей должно статистически компенсироваться растущим осознанием ответственности и быстрой обучаемостью других. Почему же этого не происходит? Может, дело в другом?

На наш взгляд, связка «первые права – новый автомобиль», особенно в нашей стране – весьма сильна. Подержанные машины покупают либо опытные автолюбители, уже не боящиеся проблем с ремонтом и обслуживанием, либо молодые люди, у которых в семье был автомобиль, имеющие опыт вождения еще до покупки собственного первого авто. Новый же автомобиль обычно покупают именно те, кто впервые садится за руль. А что происходит с машиной за 2-3 года, что соответствует пробегу в среднем 50-60 тыс. км при езде дом-работа-дача? Правильно – детали подвески на исходе! Еще может ничего и не отваливается в прямом смысле, хотя есть и такие случаи – не зря гарантия на подвеску обычно укороченная. Но комфортность управляемости снижается критически.

Изменения в поведении автомобиля происходят постепенно. Водитель день за днем приноравливается уделять все больше внимания выдерживанию траектории. И перестает следить за дорогой так, как раньше. Вот, на наш взгляд, если и не единственная, то существенная причина пресловутой аварийности двухлетних водителей и машин.

Выхода из ситуации может быть два. Первый – по мере износа подвески больше спать, меньше работать и принимать ) препараты, улучшающиеJ(предварительно проконсультировавшись с врачом мозговое кровообращение. Правда, этот выход может быть слишком радикальным – снижение заработков может вынудить вообще отказаться от автомобиля, чем проблема решается полностью, что, однако не радует.

Второй способ, на наш взгляд, более разумен – вовремя заменить критические узлы подвески и рулевого управления: шаровые опоры, сайлентблоки, рулевые наконечники и тяги стабилизатора. Причем на такие, которые прослужат дольше благодаря увеличенному ресурсу. Ведь больший ресурс означает и то, что подвеска дольше будет сохранять свойства, обеспечивающие комфортную – точную и предсказуемую управляемость.

В Россию такие детали, конструктивно оптимизированные и изготовленные из наиболее износостойких материалов, поставляет немецкая компания Wulf Gaertner Autoparts AG. Запчасти под маркой MEYLE-HD также производятся в Европе, и при этом по цене, если сравнивать с оригиналом европейских марок – все равно доступнее. Если же брать корейский автопром – такие запчасти могут быть несколько дороже, зато проходят до двух раз дольше. А если еще учесть и стоимость работ по замене – использование улучшенных запчастей с большим ресурсом в любом случае выгоднее.

Нас часто приучают мыслить компромиссами – либо то, либо это. Выбирать из двух зол, например: «Либо качественный оригинал, либо дешевле – но сомнительный Китай». Это неправильно. Почти всегда в жизни есть решения, лучшие со всех точек зрения одновременно. Просто тем, кто формирует наше мировоззрение, не всегда выгодно, чтобы мы такие бескомпромиссно разумные решения принимали. Давайте будем независимы, и научимся выбирать лишь то, что устраивает нас во всех отношениях!